Лекция 2. Предмет философии.
Когда наконец все замолчали и уселись за парты профессор утомлённо вздохнула и посмотрев на часы встала. -Здравствуйте, мои дорогие,- поприветствовала она их,- Передайте, пожалуйста, ваши домашние задания. Класс наполнился шебуршанием пергаментов, и вскоре перед викой лежала небольшая стопка пергамента. -Спасибо, - профессор подняла волшебную палочку и отправила листы в шкаф,- Ну что,
ребята, на прошлом уроке мы ответили на
вопрос – что такое философия? А сегодня
мы поговорим о том, что эта самая философия
изучает. Итак, запишите тему нашего
урока – «Предмет философии». - Предметом называют то, что изучает какая-либо дисциплина. Относительно философии можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения природы, общества, мышления и магии. Это совокупность всех проблем, о которых мы говорили на прошлом уроке: каково происхождение мира? Как он устроен? Что такое человек? Как он познает мир? Что есть магия и почему она есть не у всех? Что такое истина, добро и красота? В чем смысл жизни? Вопросы можно продолжать бесконечно. Люди, ставящие такие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем, что интересно, в разных исторических условиях меняется не только набор вопросов, которые волнуют сейчас людей, но даже характер желаемых ответов. Аристотель, один из первых философов, писал, что «философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное». Здесь Аристотель имеет в виду, что философия должна исследовать суть вещей, а не сами вещи, которые могут изменяться, которые зависят от формы и материи, и изучают их совсем другие дисциплины. - «Что исследование начал умозаключения также есть дело философа, то есть того, кто изучает всякую сущность вообще, какова она от природы, - это ясно. А тот, кто в какой-либо области располагает наибольшим знанием… должен быть в состоянии указать эти наиболее достоверные начала для всего. А это и есть философ», - процитировала великого философа Вика, подняв вверх указательный палец, словно призывал вдуматься в эти слова. - Надо понимать, что долгое время предмет философии многими учеными приравнивался к предмету науки вообще, вплоть до восемнадцатого века. Однако, естественно, что разными мыслителями на передний план выносился тот вопрос, который волновал их больше остальных.
- Хорошо. Я рада. В
предмет философии включается и
рассмотрение вопросов о том, как
возникает, развивается и преобразуется
сама философия, как она взаимодействует
с разными формами общественного сознания.
В наши дни в качестве предмета философских
размышлений выступает природный и
социальный мир, а так же человек и
общество – огромная многоуровневая
система. Философия изучает наиболее
общие стороны, свойства, тенденции
развития мира, выявляет принципы развития
человека и его мышления, раскрывает
цели и смысл существования. Мы близки
к ответу на вопрос, почему же мы владеем
магией и почему мы не такие как остальные.
Но пока на эти и другие вопросы точные
ответы не даны. Так может быть вы, мои
дорогие, в этом поможете миру, - она с надеждой посмотрела на ребят. -Какова цель философии, мисс Эткинс? – он любопытно заглянул в ее глаза и широко улыбнулся. -Цель философии – ответить на вопросы мироздания… профессор, ответила девочка, и Вика благодарно кивнула. -Не только это, мисс, но пять баллов своему факультету вы заработали, - он бродил по классу, выискивая глазами кого-нибудь, кто мог бы еще помочь своему дому. -Вот вы, мистер Вудс. Можете что-нибудь
добавить к ответу мисс Брэсли? – она оглядела вихрастого мальчишку с Арцисса. Тот вскочил из-за парты и
затараторил: -Молодец!- сказала Вика - Спасибо за столь развернутый ответ, вы сумели отхватить для своего факультета двадцать баллов. -Мистер Вудс был абсолютно прав, вот только я должен его поправить, потому что философия не заставляет человека мыслить. Она учит его это делать. В этот момент звон колокола ворвался в приоткрытую дверь аудитории, и Вика удовлетворенно кивнув окончила урок. Домашнее задание
|