Лекция 2. Предмет философии.
Погода начала портиться. По небу всё чаще и чаще плавали серые тучи, несущие проливные дожди, а парой и мокрый снег. С деревьев опали листья и дорожки вокруг кабинета философии превратились в непроходимые болота.
Вика сидела в башне и наблюдала, как к ней на занятия, пробираясь через грязные лужи шла парочка оживлённо болтающих Арциски. Вскоре в дверь постучали. Девушка обернулась, поправила стопку книг на столе и замерла.
-Входите,- весело проговорила она, зажигая люстру под потолком,- садитесь, скоро начнём. Готовьтесь пока
После появления первых ребята остальные не заставили себя долго ждать, и уже через пять минут комната набилась учениками. Обитые деревом стены гулко отражали звуки толпы, и казалось что зал ожил.
Когда наконец все замолчали и уселись за парты профессор утомлённо вздохнула и посмотрев на часы встала.
-Здравствуйте, мои дорогие,- поприветствовала она их,- Передайте, пожалуйста, ваши домашние задания.
Класс наполнился шебуршанием пергаментов, и вскоре перед викой лежала небольшая стопка пергамента.
-Спасибо, - профессор подняла волшебную палочку и отправила листы в шкаф,- Ну что,
ребята, на прошлом уроке мы ответили на
вопрос – что такое философия? А сегодня
мы поговорим о том, что эта самая философия
изучает. Итак, запишите тему нашего
урока – «Предмет философии».
С задних парт донеслось несколько негодующих возгласов, а затем заскрипели перья, оповещая что дети пишут.
- Предметом называют то, что изучает какая-либо дисциплина. Относительно философии можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения природы, общества, мышления и магии. Это совокупность всех проблем, о которых мы говорили на прошлом уроке: каково происхождение мира? Как он устроен? Что такое человек? Как он познает мир? Что есть магия и почему она есть не у всех? Что такое истина, добро и красота? В чем смысл жизни? Вопросы можно продолжать бесконечно. Люди, ставящие такие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем, что интересно, в разных исторических условиях меняется не только набор вопросов, которые волнуют сейчас людей, но даже характер желаемых ответов. Аристотель, один из первых философов, писал, что «философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное». Здесь Аристотель имеет в виду, что философия должна исследовать суть вещей, а не сами вещи, которые могут изменяться, которые зависят от формы и материи, и изучают их совсем другие дисциплины.
- «Что исследование начал умозаключения также есть дело философа, то есть того, кто изучает всякую сущность вообще, какова она от природы, - это ясно. А тот, кто в какой-либо области располагает наибольшим знанием… должен быть в состоянии указать эти наиболее достоверные начала для всего. А это и есть философ», - процитировала великого философа Вика, подняв вверх указательный палец, словно призывал вдуматься в эти слова.
- Надо понимать, что долгое время предмет философии многими учеными приравнивался к предмету науки вообще, вплоть до восемнадцатого века. Однако, естественно, что разными мыслителями на передний план выносился тот вопрос, который волновал их больше остальных.
-
Смотрите, я сейчас объясню, - девушка поймала на себе несколько непонимающих
взглядов и поспешила исправиться, - Для
эпикурейцев и стоиков предметом философии
является круг вопросов, относящихся к
человеку в мире. Волшебники всех времен
пытаются выяснить, для чего нам дана
магия и почему мир разделяет людей на
магов и магглов. Так же отдельные
волшебники занимаются вопросами чистоты
крови, так как для них это более важно,
чем все остальное. Теперь понятно? – на
её вопрос ребята кивнули.
- Хорошо. Я рада. В
предмет философии включается и
рассмотрение вопросов о том, как
возникает, развивается и преобразуется
сама философия, как она взаимодействует
с разными формами общественного сознания.
В наши дни в качестве предмета философских
размышлений выступает природный и
социальный мир, а так же человек и
общество – огромная многоуровневая
система. Философия изучает наиболее
общие стороны, свойства, тенденции
развития мира, выявляет принципы развития
человека и его мышления, раскрывает
цели и смысл существования. Мы близки
к ответу на вопрос, почему же мы владеем
магией и почему мы не такие как остальные.
Но пока на эти и другие вопросы точные
ответы не даны. Так может быть вы, мои
дорогие, в этом поможете миру, - она с надеждой посмотрела на ребят.
-Теперь давайте поговорим про
цели философии. Наверное, вы уже и сами
можете сформулировать мне ответ на
вопрос, который я сейчас задам… ну…
например вам, мисс Эткинс, - он подошел
к парте павилинки и та живо поднялась со стула.
-Какова цель философии, мисс Эткинс? – он любопытно заглянул в ее глаза и широко улыбнулся.
-Цель философии – ответить на вопросы мироздания… профессор, ответила девочка, и Вика благодарно кивнула.
-Не только это, мисс, но пять баллов своему факультету вы заработали, - он бродил по классу, выискивая глазами кого-нибудь, кто мог бы еще помочь своему дому.
-Вот вы, мистер Вудс. Можете что-нибудь
добавить к ответу мисс Брэсли? – она оглядела вихрастого мальчишку с Арцисса. Тот вскочил из-за парты и
затараторил:
- Философия не только
отвечает на вопросы мироздания, сэр,
она еще и помогает выяснить причины
существования вещей, она расширяет
границы мышления человека, заставляет
его мыслить абстрактно и тренировать
свой мозг, она дает место для понимания
мира и вырабатывает свою собственную
точку зрения на него, профессор, - его лицо
светилось, и хотя большую часть ответа
он произнес наизусть из своего конспекта, учительница улыбнулась и осталась довольна.
-Молодец!- сказала Вика - Спасибо за столь развернутый ответ, вы сумели отхватить для своего факультета двадцать баллов.
-Мистер Вудс был абсолютно прав, вот только я должен его поправить, потому что философия не заставляет человека мыслить. Она учит его это делать.
В этот момент звон колокола ворвался в приоткрытую дверь аудитории, и Вика удовлетворенно кивнув окончила урок.
Домашнее задание
- Заполнить таблицу "Философы" с произвольным количеством пунктов (6 баллов)
№ | Философ | Его понятия философии | Его цель философии |
1 |
- Подумать и составить своё определение философии (4 балла)