Лекция 1. Основные понятия.
Профессор обошла класс, проверяя записи, затем присела за стол и медленно начала рассказывать: - Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое. Хотя, надо сказать, что когда эта наука только зарождалась, в нее включались все остальные науки, явления которых пытались объяснить. Она – начало всего и вывод всего. Вообще – философия – это наука, которая все и ничего одновременно. Посмотрите. Философия имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. Но и сама философия влияет на исторический процесс своими идеями. Видите? Поэтому давайте сделаем вывод и запишем основные функции философии. И так. Вика махнула палочкой и на доске такого же странного вида как и стол мел написал: Когда мел закончил писать преподавательница вновь обратилась к ученикам: - Понимаю, названия функций сложны и трудновыговариваемы, но вполне емки. Сейчас я поясню каждую из них. Начнем с мировоззренческой. Мировоззренческая функция позволяет сформировать целостную картину мира. То есть, философия помогает нам увидеть мир в целом, так сказать, объять необъятное. Она формирует наш взгляд на мир. Методологическая функция проста как эта доска, - профессор с гулким звуком постучала по углу своего стола,- Эта функция означает формулировку правил познания для других наук. Например, мы хотим изучать алхимию, ничего о ней не зная. Допустим, мы древние римляне, которые обнаружили, что если сварить отвар из полыни и добавить туда истолчённый корень жень-шеня, то такое зелье спасает от недомогания Но не стоит вам запоминать этот рецепт, ведь максимум, что даст вам этот отвар, так это лёгкое покалыванье в животе. Так вот, подобный отвар – это наше лекарство. Мы пользуемся им, лечим себя и людей, и вдруг нам приходит в голову добавить в это зелье крапивный сироп. И модификация нашего зелья работает лучше, быстрее и эффективнее. Так вот улучшение, увеличение наших знаний о мире, поиск лучшей, более эффективной теории, чем предыдущая – это проявление методологической функции. Идем дальше. Идеологическая функция. Она близка к мировоззренческой функции. Она выражает выработку идеологии как системы взглядов и мыслей. Ведь у каждого из нас есть своя точка зрения на все вокруг. Например, я скажу, что погода сегодня прекрасна. А вы возразите мне, что сегодня ветрено. Дальше? Хорошо. Конструктивную функцию еще называют прогностической. Многие древние философы как пророки, предсказывали будущее. Кто-то из них был действительно прорицателем, а кто-то просто предполагал развитее будущего. И хотя в большинстве своем не прорицатели мыслили достаточно утопически, иногда они были довольно близки к реальности. И, наконец, интеллектуальная функция. Думаю, многие уже догадались в чем ее значение. Философия способствует развитию у человека способности к теоретическому мышлению, к умственной работе. Философия – прежде всего наука души и ума. Бренное тело здесь второстепенно, но, как говорится, в здоровом теле – здоровый дух, об этом тоже надо помнить. -Что-то мы увлеклись с вами с функциями,- сказала учительница- У нас осталось немного времени. Так что давайте вы будете менее шумными и более внимательными, и тогда мы все успеем. Он немного помолчала, глотнула свежего воздуха у ближайшего окна и тихим голосом продолжила: -Точное определение
философии является само по себе открытым
философским вопросом. Это связано с
тем, что и предмет изучения в философии
конкретно не определён — философия
изучает всё. Основной вопрос ее есть
вопрос об отношении мышления и бытия,
духа и природы, объективного и
субъективного, психического и физического,
материального и идеального, материи и
сознания… Сложно? Поясню. Это вопрос
об отношении всего противоположного
друг другу. Это вопрос, что первично, а
что вторично. Что более главное? Самый
простой пример – что появилось первым
– дракон или яйцо? Сложно? То-то же. Сия
наука бьется над этим и подобными
вопросами тысячелетия. Люди не могут дать ответ на вопрос «в чем
смысл жизни?» до сих пор. Но давайте не
будем забегать вперед. Этому у нас
посвящен целый урок в недалеком будущем.
-Я сейчас быстро, в двух словах скажу о каждом измерении, но все это углубленно ждет нас в том же будущем. Метафизика – это все, что, грубо говоря, нельзя потрогать. Это основные вопросы бытия, существования. Сюда же входит вопрос о существовании магии для магглов. Для нас с вами магия скорее относится к эпистемологии или к логике. Аксиология – это вопросы ценностей и морали. Что такое хорошо, и что такое плохо? Вот главный вопрос аксиологии. Что такое логика вы и так знаете, здесь ничем особенным этот термин не отличается. А вот сложное слово «эпистемология» - рассматривает вопросы познания. «Я знаю, что ничего не знаю», - снова процитировал профессор Хант с полуулыбкой. – «А другие и этого не знают». Что мы знаем и чего не знаем? Вот сущность эпистемологии. Что касается школ и концепций – их великое множество, как магических так и маггловских. Вика сделала большой круг по классу осматривая пергаменты детей и когда удостоверилась что всё в порядке вновь обратилась к ребятам: -Агностицизм,
экзистенциализм, стоицизм… концепций
очень много, но мы, опять же, не будем на
них сейчас останавливаться. Подрастете,
тогда и поговорим. Школ тоже может быть
много. У каждой из них свой метод познания,
своя идеология и даже свое собственное
определение философии. Домашнее задание
|