Вверх
 









Лекция 1. Основные понятия.

Красочная осенняя погода с ярким солнцем и приятным ветерком уже несколько дней стояла в Аргемоне и ученикам не хотелось отправляться в круглую приземистую башню у озера, в которой их ждала Вика - учительница философии. Девушка сидела за небольшим, изогнутым под странным углом столом и что то быстро писала на длинном свитке пергамента. В комнате стоял лёгкий цветочный аромат, стены были увешены пейзажами а окна были раскрыты на распашку. Осень! Неожиданно где то вдалеке, на главной башне школы ударил колокол и в кабинет ленивыми струйками потянулись ученики.

 -Здравствуйте, входите, рассаживайтесь,- поприветствовала их Вика с большим любопытством взирая на них.

 Когда наконец все перестали копошиться в своих сумках и подняли глаза в верх учительница встала и улыбнувшись детям заговорила, смотря как несколько ребят на задней парте весело обсуждали недавний матч квиддича:

 -Итак, сегодня у нас с вами первый урок философии, изучать которую, как и любую другую науку мы начнём с азов, а именно основных терминах, без которых наше путешествие в мир философии станет похожим на блуждание по незнакомому городу без словаря. Сегодня мы поговорим о трёх главных терминах. Давайте их запишем:



 Профессор обошла класс, проверяя записи, затем присела за стол и медленно начала рассказывать:

 - Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое. Хотя, надо сказать, что когда эта наука только зарождалась, в нее включались все остальные науки, явления которых пытались объяснить. Она – начало всего и вывод всего. Вообще – философия – это наука, которая все и ничего одновременно. Посмотрите. Философия имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. Но и сама философия влияет на исторический процесс своими идеями. Видите? Поэтому давайте сделаем вывод и запишем основные функции философии. И так.

 Вика махнула палочкой и на доске такого же странного вида как и стол мел написал:


Когда мел закончил писать преподавательница вновь обратилась к ученикам:

 - Понимаю, названия функций сложны и трудновыговариваемы, но вполне емки. Сейчас я поясню каждую из них. Начнем с мировоззренческой. Мировоззренческая функция позволяет сформировать целостную картину мира. То есть, философия помогает нам увидеть мир в целом, так сказать, объять необъятное. Она формирует наш взгляд на мир. Методологическая функция проста как эта доска, - профессор с гулким звуком постучала по углу своего стола,- Эта функция означает формулировку правил познания для других наук. Например, мы хотим изучать алхимию, ничего о ней не зная. Допустим, мы древние римляне, которые обнаружили, что если сварить отвар из полыни и добавить туда истолчённый корень жень-шеня, то такое зелье спасает от недомогания  Но не стоит вам запоминать этот рецепт, ведь максимум, что даст вам этот отвар, так это лёгкое покалыванье в животе. Так вот, подобный отвар – это наше лекарство. Мы пользуемся им, лечим себя и людей, и вдруг нам приходит в голову добавить в это зелье крапивный сироп. И модификация нашего зелья работает лучше, быстрее и эффективнее. Так вот улучшение, увеличение наших знаний о мире, поиск лучшей, более эффективной теории, чем предыдущая – это проявление методологической функции. Идем дальше. Идеологическая функция. Она близка к мировоззренческой функции. Она выражает выработку идеологии как системы взглядов и мыслей. Ведь у каждого из нас есть своя точка зрения на все вокруг. Например, я скажу, что погода сегодня прекрасна. А вы возразите мне, что сегодня ветрено. Дальше? Хорошо. Конструктивную функцию еще называют прогностической. Многие древние философы как пророки, предсказывали будущее. Кто-то из них был действительно прорицателем, а кто-то просто предполагал развитее будущего. И хотя в большинстве своем не прорицатели мыслили достаточно утопически, иногда они были довольно близки к реальности. И, наконец, интеллектуальная функция. Думаю, многие уже догадались в чем ее значение. Философия способствует развитию у человека способности к теоретическому мышлению, к умственной работе. Философия – прежде всего наука души и ума. Бренное тело здесь второстепенно, но, как говорится, в здоровом теле – здоровый дух, об этом тоже надо помнить.

 -Что-то мы увлеклись с вами с функциями,- сказала учительница- У нас осталось немного времени. Так что давайте вы будете менее шумными и более внимательными, и тогда мы все успеем.

 Он немного помолчала, глотнула свежего воздуха у ближайшего окна и тихим голосом продолжила:

-Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён — философия изучает всё. Основной вопрос ее есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания… Сложно? Поясню. Это вопрос об отношении всего противоположного друг другу. Это вопрос, что первично, а что вторично. Что более главное? Самый простой пример – что появилось первым – дракон или яйцо? Сложно? То-то же. Сия наука бьется над этим и подобными вопросами тысячелетия. Люди не могут дать ответ на вопрос «в чем смысл жизни?» до сих пор. Но давайте не будем забегать вперед. Этому у нас посвящен целый урок в недалеком будущем.

 Где-то вдалеке запел соловей. Вика ненароком обернулась, и посмотрела на крону Кранногского дерева, и уловив шелест его ветвей остановилась. Затем она вернулась к ученикам и продолжила:

 -Переходим к последнему пункту нашего сегодняшнего плана. Сегментация философии. Здесь все просто. Философия подразделяется по двум основным измерениям: по предметам изучения и по «типам», то есть по различным школам и концепциям.


 

 -Я сейчас быстро, в двух словах скажу о каждом измерении, но все это углубленно ждет нас в том же будущем. Метафизика – это все, что, грубо говоря, нельзя потрогать. Это основные вопросы бытия, существования. Сюда же входит вопрос о существовании магии для магглов. Для нас с вами магия скорее относится к эпистемологии или к логике. Аксиология – это вопросы ценностей и морали. Что такое хорошо, и что такое плохо? Вот главный вопрос аксиологии. Что такое логика вы и так знаете, здесь ничем особенным этот термин не отличается. А вот сложное слово «эпистемология» - рассматривает вопросы познания. «Я знаю, что ничего не знаю», - снова процитировал профессор Хант с полуулыбкой. – «А другие и этого не знают». Что мы знаем и чего не знаем? Вот сущность эпистемологии. Что касается школ и концепций – их великое множество, как магических так и маггловских.

 Вика сделала большой круг по классу осматривая пергаменты детей и когда удостоверилась что всё в порядке вновь обратилась к ребятам:

 -Агностицизм, экзистенциализм, стоицизм… концепций очень много, но мы, опять же, не будем на них сейчас останавливаться. Подрастете, тогда и поговорим. Школ тоже может быть много. У каждой из них свой метод познания, своя идеология и даже свое собственное определение философии.
В этот момент колокол на Часовой башне покачнулся, и пришло время расставаться.

Домашнее задание

  • Придумать свой вечный вопрос и попытаться ответить на него (7 баллов)
  • Рассказать о одной философской школе (3 балла) 


Hoffendi  
Хостинг от uCoz
Философия