Лекция 5. Древняя Индия.
За окном величественного замка все еще гуляла зима, и ее нисколько не волновало, что ее время уже прошло. Но, говорят, март похолоднее февраля бывает, поэтому Вика терпеливо ждала потепления. А пока куталась в зимнюю мантию.
Звон колокола пронесся по коридорам именно тогда, когда профессор подбрасывала дров в камин, чтобы не замерзнуть в своей длинной, расшитой узорами мантии.
Девушка потирал руки. Сегодня она хорошо постаралась, чтобы первокурсники были хотя бы капельку удивлены предстоящим уроком. Темой их занятия была Древняя Индия, и Вика украсила кабинет так, что он из простой каменно-деревянной аудитории, обитой деревом превратился в жилище индуса. На окнах расположились решетчатые резные ставни, парты и скамьи превратились в низенькие столики и стульчики с подушечками на них. На стенах расположились длинные ковры с причудливыми узорами, тонкий аромат масел распространялся по комнате от маленьких свечей, расположенных вокруг небольшой фигурки Шивы. Сама же учительница сегодня решила сменить свою обычную мантию, облачившись в шервани и широкую нарядную юбку.
Такой и застали её первокурсники, зайдя после
звона колокола в аудиторию. Широко
раскрытые глаза и вздох удивления были
для профессора благодарностью за её старания.
-Добрый день, - поприветствовала их Вика и склонилась в почтительном
поклоне. – Как видите, сегодня мы будем
разговаривать о Древней Индии. Прошу
вас усаживаться поудобнее. Итак… что
вам приходит на ум, когда вы слышите про
Индию? Конечно же, идея реинкарнации.
Думаю, все знают, что это такое? Индийцы
верят в то, что после смерти их душа
снова вернется на землю, но уже в другом
теле. От поведения человека же зависит,
в кого его душа поселится после смерти.
Среди магов Индии распространено мнение,
что их душа может переселиться только
в тело другого волшебника или в животное,
принадлежащее миру магии. А волшебники,
посвятившие себя Темным искусствам
станут теми, кого мы с вами обсуждаем
на уроках защиты от тёмных искусств. Но правда это или нет,
мы, конечно, не знаем, - профессор прошла за низенький столик, который сменил её учительский стол, и села за него на
шелковую подушечку.
-Для индийской
культуры эта концепция перевоплощения
является результатом напряженного
внимания к проблеме жизни и смерти и
взаимоперехода из жизни в смерть и из
смерти в жизнь. В свою очередь развитие
этой концепции определило духовную
направленность индийского национального
характера, а также то, что проблема жизни
и смерти стала главной проблемой
древнеиндийской философии. Душа человека
не умирает вместе с телом, а перевоплощается
в другого человека, животное или растение
в зависимости от того, как он жил в
предыдущей жизни – другими словами,
какая у него карма. Об этом загадочном
слове я сейчас расскажу. Это представляется
наглядно в виде колеса жизни – сансары.
В законах перевоплощения скрыта настоящая
мудрость индийского закона. Если человек
совершает грех телесных деяния, он идет
к состоянию неподвижности, то есть
перевоплощается в растение; грех
словесных деяний – к состоянию животного;
грех умственных деяний – к состоянию
человека низкого рождения. Надеюсь, вы
проследили закономерность.
Учительница окинула класс взглядом и улыбнулася девочке, которая со второй парты смотрела на него, чуть ли не открыв рот. Было видно, что ей интересна сегодняшняя тема, и девушка поблагодарил ее внимание улыбкой.
-Так как чувственный мир – иллюзия, не
только в культуре индийцев, тот, кто
ищет земных благ, заблуждается. Он ищет
приятного и тем самым удаляется от
истины. Жизнь в реальном мире неистинна,
поэтому цель человека – достигнуть
такого нравственного совершенства,
чтобы преодолеть колесо перевоплощений
и больше не рождаться вовсе. Человек
смертен, и единственный способ мыслить
его вечность в том, чтобы представить
его как часть, а еще лучше как тождество
с Единым. Это и стало основной целью
индийской философии.
-Теперь давайте обратимся к тому непонятному, что я успел произнести. Карма в культуре Древней Индии, да и сейчас, одно из ключевых понятий. В соответствии с законом кармы что посеешь в этой жизни, то и пожнешь – в будущей. В широком смысле – это сумма совершенных человеком поступков и их последствий, которые будут влиять на его будущее рождение. Да, мистер Хайт? – Вика обрадовалась поднятой руке.
-Сэр, это что-то вроде учения маггловской религии о грехах и влиянии их на жизнь после смерти? Рай, ад, чистилище…
-Совершенно верно, мистер, - кивнул профессор, - Это действительно очень похоже на христианство. Но если мы задумаемся, то любая религия подразумевает под собой наказание за грехи, так как с самых древних времен религия носила нравственно-воспитательную функцию, пока ее не сменили законы государственные. Едем дальше. Единое. Это второе исходное положение, общее для всех индийских систем мысли, - о Единое истинной реальности – наша Вселенная. Индийцы верят, что индивидуальная душа человека – часть Единого. Единое – совершенное, к чему должен стремиться человек. Надеюсь, это понятно.
Девушка встала из-за столика и прошла между рядами низеньких парт.
-Индийская философия мистична, а скорее, религиозна, если принять на веру, что, как я уже говорил, чувственный мир – иллюзия, а истина – вне его. Значит, чтобы достичь истины, надо уйти из мира, погасить все чувства и мысли, отстраниться от всего, поскольку все наши мысли и чувства вертятся вокруг нашего мира. Эта отрешенность, отказ от мирской суеты необходима чтобы стать частью Единого и целым вместе с ним. Такова была зарождающаяся философия в Древней Индии, - девушка уверенно произнес последнюю фразу, и сразу же за его словами колокол загудел, добродушно призывая учеников и учителей расслабиться после напряженных занятий.
Домашнее задание
- Подумайте, почему же реинкарнация так важна для индусов? (4 балла)
- Расскажите, какой стороны придерживаетесь Вы и постарайтесь доказать свою точку зрения, существует ли перерождение или нет. Учтите, что в библиотеке может найтись много интересных историй на эту тему, как подтверждающие сей факт, так и опровергающие (6 баллов)